Пейзаж деревенский на картинах А. Колотилова
Настоящая статья раскрывает пейзаж деревенский на картинах А. Колотилова на примере следующих его работ: «Карелия», «Карельский мотив», «Мордовская деревня» и «Двор». Пейзаж деревенский – любимая тема настоящих русских живописцев. Не является исключением из этого правила Александр Афанасьевич Колотилов.
Его работы показывают быт русских сёл, где царит домашняя обстановка и умиротворение. На картине «Карелия» присутствует богатство красок, сочетающееся с тонким переходом тонов от блеклого серебристого до глубокого светло-глубоватого. Несмотря на холодноватую фактуру, ощущается теплота художественного образа.
Центральным объектом здесь выступают хаты. Хорошо сделанные старые дома, рассчитанные на многие поколения – это что-то особенное. По картине «Карелия» видно, что они выдержат суровую зиму, несмотря на северную карельскую природу. При этом художнику А. Колотилову удалось передать своеобразное обаяние карельской природы.
Карелия настолько необыкновенна, что помимо живописцев, притягивает к себе большое количество туристов. Сама история её происхождения необычна: на растаявший около 20 тысяч лет назад ледник наложилось ещё землетрясение. Это и создало чередование узких и длинных заливов с грядами, что представляет сейчас необычайные природные ландшафты.
Много работ художника посвящено русскому Северу и в частности Карелии. Продолжением этой темы является пейзаж деревенский «Карельский мотив». Здесь бревенчатые избы, старый мост, причал – вся живописная композиция деревни своеобразно отражает поэтичность творчества русского художника Александра Колотилова.
Благодаря подобным полотнам живопись автора Александра Колотилова становится ближе и роднее для русского человека. Его работы не оставляют равнодушным многих поклонников отечественной живописи. Пейзажу «Карельский мотив» характерна лирико-эпическая образность, что вообще свойственно спокойной красоте Карелии
На другой картине «Мордовская деревня» художник средствами изобразительного искусства передает чуть уловимые звуки и запахи русской глубинки. Многогранный образ деревенской жизни транслируется Александром Колотиловым в летнем зное, в лугах с цветами и жужжащими пчелами, в мирно пасущемся домашнем скоте…и тишине. Пейзаж «Мордовская деревня» словно оживает, заставляя нас отвлечься от суеты и окунуться в раздумья.
Другой пейзаж «Двор», созданный А. Колотиловым, относится к «интимному пейзажу». Такое название одного из жанров русской классической живописи почему-то мало кому известно. Истоки его появления исходят из творчества великого русского художника Поленова Василия Дмитриевича. Полотно В.Д. Поленова «Московский дворик» считается первой картиной этого жанра. В чём же особенность «интимного пейзажа»?
В нём, как и в работе художника А. Колотилова, отражаются личные (другими словами «интимные») переживания автора. Живописец через свои впечатления по-своему представляет всему миру образы природы. Следуя этому правилу, пейзаж деревенский А. Колотилова передаёт всю силу любви художника ко всему русскому: быту, природе, образу жизни. Художник без прикрас выставляет все изъяны, как мать любит своё дитя со всеми недостатками.
Неприглядная на первый взгляд обстановка заднего двора изобразительными средствами живописи показана автором с любовью. Ведь для Александра Колотилова деревня — это Родина. И все отображённые на ней элементы (покосившаяся изба, повёрнутая задним местом к зрителю корова, разбросанные предметы быта …) только подчёркивают определённый философский подтекст: Вот они русские корни. Здесь в деревне и находятся истоки возрождения Руси… Как их можно не любить?
Все картины А. Колотилова с изображением деревни – это своеобразный образ русской глубинки, который встречается в творчестве известного художника очень часто. И перечисленные выше полотна – это всего лишь малая часть из того, что создано Александром Афанасьевичем.